Сайт учителя физики Кузнецова Ю. Е. И физикам, и лирикам. Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения. А. Эйнштейн. |
||||||||
Страницы сайта
Главная О себе Клуб "Пульсар" Астрономия Учителю Ученику Мои встречи Заметки Небо и поэзия |
||||||||
|
МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО .
«…Надо с детства учиться на звёзды смотреть, Поднеся к подбородку ладонь, И когда - нибудь сможет тебя обогреть Их неверный холодный огонь.
И когда – нибудь ночью у тихой воды, Где двоятся ночные огни, Ты себя вдруг почувствуешь сыном звезды, Ведь Земля наша – Звездам сродни!..» (Олег Дмитриев «Звездочёт») .
Наверное, благодаря дополнительному образованию я состоялся как учитель. Я считаю, что всех своих значимых результатов достиг, будучи руководителем астрономического кружка. В детстве, прочитав свою первую книжку по астрономии, я навсегда подружился с ней. Судьба распорядилась так, что я встретил удивительных учителей, которые поддержали мой интерес, помогли правильно сориентироваться в жизни. И всё то доброе, что они смогли передать мне, я пытаюсь теперь донести до своих учеников. Когда окончил школу, поступил в педагогический институт. Почему на физико-математический факультет, трудно сказать. У меня был немалый интерес и к другим предметам, но стал учителем физики и математики. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий. Здесь каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, здесь нет времени скучать, ссориться и тратить силы на пустое. В школе каждый ученик – это строитель будущего, а значит, все жители этой страны в ответе за будущее. Где надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Конечно, работать учителем интересно, но честно говоря, все это было не совсем то, что у меня было в душе. Видимо, поэтому с течением времени у меня и появилась своя собственная авторская программа факультативного курса по астрономии «Космическое завтра». Программа возникла не случайно, ведь те таинственные вещи, которые я когда-то открыл сам, всегда хочется помочь увидеть другим. Авторская программа -это в сущности твое понимание мира, которое ты пытаешься передать детям. Ведь в ходе её реализации создается своеобразная лаборатория юного пытливого исследователя, ведь он начинает познавать мир далёкий и доселе неизведанный. С этим обстоятельством сопряжена огромная ответственность, ведь ты в ответе за тех детей, которым ты даешь путеводную нить в удивительный мир знаний о космосе. Важнейший принцип системы дополнительного образования – это принцип добровольности, и если мой кружок набирается, значит это детям интересно и нужно. Но чтоб быть интересным, я должен находиться всё время в поиске новых идей. И я тороплюсь. Я хочу быть жадным до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрал сегодня, их надо много. Вот уже двадцать восемь лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую компьютерную технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришел в школу. И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя. Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. Быть честным, искренним – второй мой принцип. Следующий принцип – это принцип направленности на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истину, добро, личность, свободу, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная культура человека. Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии. Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках и внеурочных занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в институте, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание. Седьмой принцип – сотрудничество. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения. Астрономия и космонавтика взаимосвязаны с другими науками. Изучение космоса - это поиск информации: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов, происходящих в реальном мире, представление собранной информации. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека. Большинство представителей юного поколения воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается эту деятельность направить в русло познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен. Для успешного достижения этих целей я применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей, групп ребят и отдельного ребенка. Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Наступил новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя: дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока; вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение; воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; стать им другом, раскрыть богатство их душ. Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Не в этом дело, но что я твердо усвоил за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрал эту стезю, то прими и полюби детей и поверь в них».
* * * |